Вопрос: Можно ли пользоваться чужой землей без разрешения ее хозяина?

Такой прямолинейный вопрос задают те, чьи земли, оставленные предками, оказались в пользовании чужими людьми. Тому же, кто пользуется чужими землями, не нравится даже и малейшее упоминание о них. Если спросить меня, то скажу откровенно, что я не поддерживаю ни одного из них. Почему? Потому что хозяин земли, поднимая этот вопрос, рвется напролом, будучи уверенным, что шариат на его стороне. Другой же молчит, зная, что он явно проиграет. Как же поступить в данном случае? Так дело не пойдет, необходимо прийти к компромиссу (маслаха).

В первую очередь следует подумать о том, где сейчас наши предки – хозяева земель, ставших сегодня причиной раздора? Где они теперь и что взяли с собой? Прежде всего необходимо подумать об этом. Большинство из них умерло в тюрьмах после того, как у них отобрали земли. В чем же была их вина? И что устроили коммунисты в отнятых у них домах? Оставив честным образом (халяль) нажитое нашими предками имущество и жилье у государства, нас раскидали по разным сторонам, подобно птенцам куропатки. Что же вынудило нас терпеть все это и многое другое? Законы государства. Если вновь вернётся то время и воцарится прежний строй, известно, вне всяких сомнений, что нам придется терпеть и это. Как же назвать нас, до такой степени послушных законам государства и в то же время не испытывающих страха перед Аллахом и Его наказанием? Как же охарактеризовать нас, не покорных Ему, не знающих о Его милости и о том, как заслужить Его довольство, и не внимательных к этому? Каков же уровень нашей веры?

Правители мира сего высоко одаривают тех, чьими заслугами они довольны. Их подчиненные стараются изо всех сил заслужить награды. Тем же, кто ведет себя достойно, вызывая довольство Всевышнего, Он обещал блага Рая. Почему же мы, зная об истине, ведем споры вокруг этих земель? Подчас случается, что два брата или брат с сестрой ведут споры до такой степени, что в итоге расстаются друг с другом. Таких споров, согласно шариату, быть не должно. Они также неуместны, если попытаться рассмотреть их с точки зрения законов или обычаев. Да и человеческий разум не приемлет это! Для того чтобы человек не выходил за рамки в своем образе жизни, необходим или жесткий закон, или крепкая вера. При отсутствии этих двух моментов мы подобны стаду животных, выпущенному на пастбище без присмотра. Лучшим, и даже обязательным качеством для человека было бы следующее: прежде чем что-либо сказать или сделать кому-то, представить сначала себя на его месте и подумать, как бы я почувствовал себя, если бы мне высказали то, что я хотел сказать другому, или если бы со мной поступили так, как я хотел поступить с ним? Понравится мне это или нет? После того, как окажется, что этому человеку не любо подобное обращение, а он все-таки поступает так в отношении другого, то разве он прав?

Тот, кто ведет свой образ жизни согласно сказанному, не поступая по отношению к другим так, как он не хотел бы по отношению к себе, и не говоря никому того, чего бы не хотел услышать сам, тот никогда не будет вынужден стоять ни перед светским, ни перед шариатским судом. Мусульманин, не желающий своему брату по вере того же, чего желает себе сам, не может иметь совершенной веры. Если, находясь на Западе, мусульманин услышит, что с его братом по вере на Востоке случилось горе, и он не воспримет его боль как свою, то его вера не может считаться совершенной. Так сказано в хадисе. А теперь рассудите сами. После того, как рухнуло 70-летнее бремя коммунизма и Аллах освободил нас от его оков, мы начинаем тяжбы из-за земли; братья, сестры расстаются друг с другом. Это ли наша благодарность Аллаху? Здесь придется сказать, что нам был нужен даже не такой, как прежде, а в десятки раз более суровый закон.

Когда первые мусульмане-мекканцы были вынуждены переселиться в Медину, то ее жители делились с ними всем: хозяин, имевший две комнаты, одну предоставлял брату по вере, а тот, у кого было две жены, разводился с одной, чтобы его брат-мусульманин мог жениться на ней. Посмотрите, до какой степени братья оказывали поддержку друг другу!

Не кроется ли какая-то мудрость в том, что сегодня Всевышний вернул назад отобранную землю, о возвращении которой и мечтать-то не смели? Нет ли в этом испытания для людей? Всевышний взял на Себя распределение средств для существования всех Своих творений. Уйдут из жизни те, кто вел споры, и те, кто хранил братские отношения, земля же останется здесь. Умирая, человек, кроме своих деяний, не берет с собой ничего – ни земли, ни имущества. Деяния, если они плохие, ведут человека в Ад, а обладающий разумом и наставленный на путь истины человек не станет затевать споры из-за земли. Если кто-то, споря с владельцем земли, скажет: «Мне это дано государством, и больше я ничего не хочу знать», то каким образом он поведет себя в Судный день, когда придется со всей строгостью держать ответ перед Аллахом? Оттого, что он скажет, что землю ему дало государство, она не станет дозволенной для него без согласия хозяина, как на то указывает шариат. Что же делать? Например, если какой-то человек арендует общественные земли без согласия общины и использует их, разве это будет правильным? А если эти земли распределить поровну между членами общины, возместив при этом тому человеку за его труд и расходы, сможет ли кто придраться к такому решению? Нет. А если распределить землю по справедливости, используя жеребьевку, могут ли возникнуть дополнительные разговоры? Нет. Если земля чьих-то предков оказалась в пользовании других, то разве нельзя просто обменяться землями? Если у человека есть намерение жить согласно нормам и законам шариата, то разве можно требовать от хозяина дополнительно какой-то платы или упрямиться с обменом, если земля твоих предков оказалась хуже чужой земли? Нет, нельзя. Если государство передало какому-то человеку землю, и он выстроил на ней дом, зная настоящего хозяина, то правильным ли будет его упрямство в полноправном владении землей? Нет, неправильно. И оставаться ему в этом доме запретно. Но если владелец земли потребует снести дом и тотчас покинуть его землю, разве это требование не прозвучит как насилие? Что же делать? Известно, что лучший вариант – это когда владелец земли ради Всевышнего Аллаха оставляет ее хозяину дома. Если же он не сможет отдать землю, то он может потребовать за нее плату. От оплаты стоимости земли владелец дома не должен отказываться, следует заплатить. В общем, как бы они ни поступили, необходимо добиться разрешения на пользование землей от настоящего хозяина. Как бы то ни было, необходимо, чтобы они оба пришли к компромиссу, и в этом им должны помочь авторитетные лидеры общины.

А как же должен поступать тот, кто пользуется вакуфными землями, принадлежавшими мечети, или землями, доход с которых частично передавался мечети? Если предки передали эту землю для мечети, то ее следует вернуть мечети, ибо она не является дозволенной для пользования. Если же имам и община села решат оставить данную землю этому человеку за определенную плату или же для совместного пользования, например, с пользой для мечети, то что в этом запретного? Если же эта земля для мечети не является вакуфной, а той, с которой она ранее получала доход (нафака) – например, человек, использующий определенный участок земли, должен был в течение года частично взять на себя обеспечение мечети светом, – то эту землю можно использовать. При этом надо выполнять обязательство перед мечетью. Если на такой земле построен дом, то он будет дозволенным опять-таки при условии, что для мечети отводится оговоренный ранее с нее доход. Если же доход в пользу мечети не выплачивается, то пользующийся ею человек впадает в грех.

В том случае, если кто-то построил дом на земле, принадлежавшей мечети, то он должен будет найти равноценную землю в другом месте и отдать ее мечети. Если же у него нет такой возможности, то необходимо вычислить, какой доход эта земля приносит в среднем в год, и тот, кто пользуется ею, должен ежегодно выплачивать эту сумму мечети. Не думаю, что в подобном случае шариат требует, чтобы хозяин снес свой дом. Лучшим выходом, думаю, будет вышеуказанное. Аллах всезнающ! Если же эта земля необходима общине села для строительства мечети, тогда не могу сказать, что построившему на ней дом можно и дальше оставаться в нем жить. То есть все, о чем здесь было сказано, зависит от того, что происходит внутри общины того или иного села.

Теперь возникает вопрос, связанный с тем, что землями одних сел стали пользоваться другие села, и если спросят, правильно ли пользоваться без разрешения, то как же ответить, если не отрицательно. При этом и за этим вопросом кроются различные ответы, связанные с теми или иными причинами. То, что будет завтра, покажет завтрашний день. Сегодня же, наверное, лучше оставить все на своих местах. В этом есть компромисс. Да поможет Всевышний мусульманам найти компромисс в разрешении этих вопросов!

Дорогие братья по вере, мусульмане, и в особенности ‘алимы! Не подумайте, что я беру на себя ответственность делать какие-то заключения как большой ‘алим. Нет. Вопрос о землях – очень сложный вопрос и трудный для вынесения решений согласно шариату, даже для уровня ‘алимов. Все, о чем я сказал здесь, – это что, на мой взгляд, является наилучшим компромиссом в решении этих вопросов, других приемлемых ответов или способов не знаю. Тот, кто останется в живых, будет свидетелем того, как явится имам Махди и придет Пророк ‘Иса (мир ему), тогда в мире, воистину, воцарится чистый шариат. Думаю, что даже они вряд ли вынесут другое решение о земельных вопросах, кроме как ведущих к наиболее компромиссным отношениям между людьми. По причине того, что увеличилось число людей, задающих эти и последующие вопросы, мне и пришлось написать эту книгу.

Дорогие братья, если мною где-то допущена какая неточность, не обессудьте, поправьте ее. Там же, где найдете истину, отбросив гордыню, примите ее и последуйте за ней, ибо гордыня пришла от сатаны. Каким бы большим ‘алим ни был, человеку всегда свойственно ошибаться, забывать и допускать неточности.

Из книги «Маджму’ат уль-Фаваид».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как у вас с математикой ? *